Проект спектрум теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Сколько существует разных талантов?

В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В своей книге он определил семь различных типов таланта, или интеллектов. Перечислим их:

1. Вербально-лингвистический. В настоящее время он используется в нашей системе просвещения для измерения IQ. Он заключается в природной способности читать и писать слова. Это очень важный дар, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.

2. Цифровой. Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Естественно, что такой дар характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

3. Пространственный. Он присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

4. Физический. Им наделены многие великие спортсмены и танцоры. Кроме того, есть очень много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действий, и это называется «практическим» обучением. Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, их талант выражается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении. Человек, конструирующий гоночные автомобили, должен обладать всеми четырьмя перечисленными выше типами талантов.

5. Личностный. Его часто называют «эмоциональным». Это то, что мы говорим себе, например, когда боимся или сердимся. Часто люди терпят неудачу в чем-то вовсе не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что боятся проиграть. Например, я знаю многих умных людей с прекрасным образованием, которые ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в постоянном страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско…

Я вполне уверен, что большинству из нас доводится испытывать превосходство эмоциональной части нашего мозга над рациональной, особенно в тех случаях, когда мы больше боимся, чем следуем логике, или когда мы говорим что-то, чего, по нашему мнению, говорить не стоило.

Я согласен с Гоулманом в том, что личностный интеллект - наиболее важный из всех существующих типов. Я говорю так, потому что он отвечает за контроль над тем, что мы говорим себе сами. Это то, что я говорю сам себе, а вы - сами себе.

6. Межличностный. Его можно найти в людях, которые могут свободно разговаривать с другими. Люди с таким даром часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению), великими певцами, проповедниками, политиками, актерами, торговцами и ораторами.

7. Окружающей среды. Его люди излучают на окружающие их вещи. Есть люди с природньм даром иметь дело с деревьями, растениями, рыбами, океаном, животными и землей. Этим талантом обладают великие земледельцы, дрессировщики, океанографы и егеря.

С тех пор как были проведены различия между этими типами талантов, ученые выделили еще более тридцати типов, следовательно, наши знания в этой области продолжают расти, потому что мы проводим все более тонкие различия.

Люди, которые плохо успевают в школе, даже если очень стараются, часто не обладают сильным вербально-лингвистическим талантом. Эти люди не могут учиться сидя без движения, слушая лекции или читая. Они обладают иными способностями и талантами.

Мой родной папа определенно обладал вербально-лингвистическим талантом, поэтому хорошо читал, писал и имел высокий IQ. Кроме того, он был прекрасным коммуникатором, то есть у него был дар межличностного общения.

У моего богатого папы, в свою очередь, был талант, стоящий в списке под номером два; есть талант математический. Его вербально-лингвистические способности были ниже среднего уровня, и я думаю, что поэтому он так никогда и не вернулся в школу. Он плохо писал и неважно читал. Но при этом он очень хорошо умел говорить, то есть имел блестящий талант к межличностному общению. У него в подчинении были сотни людей, которым нравилось работать на него. Кроме того, он не боялся рисковать, то есть его личностный интеллект был очень силен. Другими словами, у него была способность обращать особое внимание на цифровые детали и делать рискованные инвестиции, кроме того, он был способен создавать компании, в которых людям нравилось работать…

Человек, который падает и снова поднимается, опирается на силу своего личностного, или эмоционального, интеллекта. Такой дар часто называют упорством или решительностью. Когда человек совершает поступки, которых страшится, он призывает на помощь свой личностный интеллект. Люди называют это стойкостью или храбростью. Когда человек совершает ошибку и у него хватает силы личностного интеллекта признать ее и извиниться, то такой дар часто называют «скромностью».

Каждый маленький человечек рождается с определенным набором задатков, интересов и даже умений. С раннего возраста одному смышленому малышу нравится считать и разгадывать ребусы, ставить опыты, другому только книги и чтение, третьему комфортно на природе в кругу птиц.

Каждому ребенку хочется делать то, что вызывает огромный интерес. Когда родители закрывают одни двери знаний в надежде, что их чадо потянется к другой сфере, налаживает свой отпечаток в душе и сознании ребенка, у которого исчезает интерес вообще к любому типу занятости. И восстановить живое познание детского ума интересного занятия не так и просто.

Поэтому ученые и психологи предлагают родителям обращать внимание на мелочи, к чему больше всего тянется малыш, чтобы идти на пути развития этой сферы, необходимых умений, что приведет к успешной реализации личности в будущем.

Типы интеллекта по Гарднеру

Рассмотри типы интеллекта по Гарднеру, который выделяет 8 разновидностей ума. Говард Гарднер - психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия "множественный интеллект". В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

На заметку родителей: ни воспитательница в детском садике, ни учительница в школе, ни кто-то другой из близкого окружения не может с точностью определить тип интеллекта ребенка, только родители и круглосуточное наблюдение за интересами ребенка могут расшифровать пытливость ума и его тип.

1 тип - Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

  • драматург,
  • журналист,
  • филолог,
  • политик,
  • редактор или корректор,
  • сценарист,
  • писатель.

2 тип - Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

  • бухгалтер,
  • математик,
  • ученый,
  • программист,
  • аналитик,
  • детектив,
  • медик,
  • логист.

Первый и второй типы интеллекта в основном относят к граничным (или/или), и успешно развиваются учителями в школе и в высшем учебном заведении. Что касается следующих типов, то такие дети не всегда могут найти себе занятие по душе. Потому что относятся либо к обоим типам одновременно, или ни к первому, ни ко второму, будучи повержены в постоянное непонимание.

3 тип - Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта - это пазлы и самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят пазлы и лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:

  • дизайнер,
  • архитектор,
  • инженер,
  • скульптор,
  • мультипликатор,
  • художник.

4 тип - Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное - это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.

В какой сфере деятельности могут реализоваться:

  • спортсмены,
  • цирковые артисты,
  • танцоры,
  • механики,
  • ремесленники,
  • фотомодели,
  • артисты,
  • актеры.

5 тип - Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта - это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, "тарабаня" по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:

  • композитор,
  • дирижер,
  • певец,
  • артист,
  • музыкант-исполнитель,
  • музыкальный редактор,
  • диджей,
  • музыкальный критик,
  • преподаватель музыки,
  • пианист,
  • барабанщик.

6 тип - Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.

В какой сфере реализуется:

  • ветеринар,
  • исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
  • генетик,
  • фермер, сейсмолог,
  • эколог,
  • археолог.

7 тип - Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый - он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети - генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.

В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:

  • психиатр,
  • философ,
  • политик,
  • священник,
  • профессор,
  • психолог,
  • агитатор.

8 тип - Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:

  • переговорщик,
  • тренер,
  • педагог,
  • оратор,
  • менеджер,
  • дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.

Однажды, вступая во взрослую жизнь, мы встаём перед одним и самых сложных выборов в пользу будущей профессии или призвания. Мы делаем этот выбор, основываясь на своих предпочтениях и желаниях, по указке других людей или за компанию, часто не задумываясь об ответственности, которая на нас лежит. Немногие задаются вопросом: Насколько мой выбор отвечает моим истинным потребностям? Как я могу быть уверенным, что не ошибаюсь? И существуют ли методы, которые бы помогли мне в выборе подходящей профессии? В начале двадцатого века эти вопросы стояли наиболее остро, и, вполне естественно, что это послужило толчком к созданию психологами всевозможных тестов на профориентацию. В 1983 году, психолог Говард Гарднер опубликовал в своей книге «Умонастроения» разработанную им теорию множественного интеллекта, которая делит людей на семь типов по их предпочтительному способу познания. С помощью теории множественного интеллекта любой человек может определить, к какому интеллектуальному типу он относятся, какой стиль обучения ему подходит и к какой профессии ему следует присмотреться. Итак, давайте рассмотрим теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера подробнее.

Объявление:


Говард Гарднер родился в небольшом американском городке Скрэнтон, Пенсильвания, в немецко-еврейской семье иммигрантов. В 1961 году он поступил в Гарвард, где познакомился со своим наставником Эриком Эриксоном. Позднее, под влиянием своих коллег он согласился стать соучредителем «Project Zero» - «проекта по Человеческому Потенциалу», в дальнейшем, ставшего платформой для создания его новой теории. Примечательно, что после публикации его книги, теория множественного интеллекта довольно быстро была признана как классическая модель для понимания аспектов человеческого интеллекта, стилей обучения, личности и поведения в процессе обучения и работы. Столь быстрое признание теории сообществами учителей и тренеров можно было объяснить возросшей необходимостью в подобной теории для образовательных учреждений и коммерческих предприятий. Ныне адъютант – профессор Гарвардского университета, старший директор гарвардского «Проекта Зеро», обладатель множества почетных степеней и автор нескольких книг о человеческом разуме, Говард Гарднер продолжает работать над развитием своей теории и обдумывать вопрос о добавлении дополнительных типов интеллекта. Об этом чуть ниже, а пока, предлагаю ознакомиться с теорией Гарднера в её оригинальной версии.

Множественный интеллект Говарда Гарднера
Тип интеллекта Описание Типичная роль Легко даётся
Лингвистический Слова и язык, письмо и разговор, запоминание, интерпретация и объяснение идей и информации через язык, понимание отношений между сообщением и значением Писатели, юристы, журналисты, ораторы, тренеры, копирайтеры, учителя русского языка, поэты, редакторы, лингвисты, переводчики, теле- и радио ведущие, закадровые артисты Написание набора инструкций, разговор по существу, редактирование текстовой информации, написание речи, рассказ о событии, применение положительного или отрицательного «ключа» к истории
Логико-Математический Логическое мышление, обнаружение узоров, научные рассуждения и дедукция, анализ проблемы, выполнение математических вычислений, понимание связи между причиной и следствием в направлении материального исхода или результата Учёные, инженеры, компьютерные специалисты, бухгалтера, статистики, исследователи, аналитики, трейдеры, банкиры, букмекеры, страховые брокеры, посредники, специалисты по решению проблем и заключению договоров, директора Выполнение расчётов в уме, создание процесса для измерения чего-то сложного, анализ работы машины, создание процесса, разработка стратегии для достижения цели, оценка стоимости бизнеса
Музыкальный Музыкальные способности, осознание, понимание и использование звука, распознание тона и ритмы, понимание отношений между музыкой и чувстами Музыканты, певцы, композиторы, ди-джеи, музыкальные продюсеры, акустические инженеры, артисты, тамада, дизайнеры окружения и специалисты по звуковому сопровождению, голосовые тренеры Исполнение музыкальных произведений, пение песен, обзор музыкальных произведений, тренера игры на музыкальных инструментах, настройщики
Телесно-Кинестетический Контроль движения тела, ловкость рук и равновесие, координация тела в пространстве Танцоры, актёры, спортсмены, водители, солдаты, пожарные, рыбаки, водители, ремесленники, садовники, повара, целители, авантюристы Жонглирование, демонстрация спортивной техники, создание пантомим, бросание «блинчиков», запуск воздушной змеи, оценка эргономики рабочего места
Пространственно-Визуальный Визуальное и пространственное восприятие, интерпретация и создание визуальных образов, живописные фантазии и выражение, понимание отношений между изображением и смыслом, между пространством и эффектом Художники, дизайнеры, карикатуристы, архитекторы, фотографы, скульпторы, градостроители, изобретатели, инженеры, имиджмейкеры Дизайн костюма, интерпретация картин, создание макета комнаты, создание корпоративного логотипа, проектирование здания, упаковка чемодана или багажника автомобиля
Межличностный Восприятие чувств людей, способность к отношениям с другими людьми, интерпретация поведения и общения, понимание отношений между людьми и их положения Терапевты, посредники, консультанты, политики, эжекторы, менеджеры по продажам, психологи, учителя, врачи, целители, организаторы, воспитатели, рекламные специалисты, тренера и наставники Выявление настроения по мимике, демонстрация чувств через язык тела, влияние на чувства других людей, наставничество или консультация
Внутри-личностный Самосознание, знание самого себя, внутренняя объективность, способность к пониманию себя и своих взаимоотношений с другими людьми и миром Возможно: философы, авторы литературы по самопознанию и развитию, любая другая профессия Высокий уровень самосознания и способность к включению в процесс изменения мыслей, убеждений и поведения в отношении к ситуации, другим людям и своим целям

Как вы уже поняли, теория множественного интеллекта предоставляет нам возможность не только определиться с выбором профессии, но и получить представление о предпочтительном способе обучения новым вещам. Дело в том, что у каждого интеллектуального типа преобладает свой способ познания, с помощью которого он лучше усваивает информацию из внешнего мира. Так, для лингвистического интеллекта это слова и язык, для логико–математического - числа, а для музыкального, соответственно, музыка. Из таблицы, которая будет приведена далее, вы узнаете, какой способ познания предпочтителен для каждого из интеллектуальных типов.

Следует иметь в виду, что деление человеческого интеллекта на перечисленные семь интеллектов, весьма условно. Неизвестно, найдёте ли вы среди своих знакомых и друзей представителей чисто лингвистического, музыкального или пространственно-визуального типа, скорей всего это будет смешанный тип, с преобладанием какого-то одного. Возможно, вы встретите таких людей, которых будет сложно отнести к какому-то определённому типу, из-за присутствия у них черт и признаков, относящихся к разным интеллектуальным типам. Возможно даже, что вы обнаружите новый интеллектуальный тип, о котором не знали ранее - всё-таки люди разные. Вообще, после написания своей теории, Гарднер не раз задумывался о добавлении к теории множественного интеллекта дополнительных типов интеллекта, однако, из-за трудностей в адекватном определении этих типов, предпочёл остановиться на первоначальной версии своей теории, и считает её вполне достаточно. В качестве же возможного дополнения к своей теории, Говард Гарднер видел такие типы интеллекта как: натуралистический, духовный, и моральный.

Возможные дополнительные типы интеллекта:

Теория множественного интеллекта позволяет определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, какой способ познания подходит для вас больше всего, и какая профессия вам ближе. Правда, узнать свой тип интеллекта по таблице будет затруднительно, для этого желательно прохождение специального теста. Сделать же предположение о том, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, вы можете прямо сейчас, вам просто нужно присмотреться к своим любимым делам, своему поведению, словам, которые используете и способу решения встающих перед вами проблем. Ещё раз взгляните на таблицу интеллектуальных типов Гарднера, и обратите внимание на список занятий, свойственных для каждого из интеллектуальных типов. Какой интеллектуальный тип содержит наибольшее количество пунктов привычной для вас деятельности? К такому типу, вероятно, вы и относитесь. Вообще, если вы хорошо знаете себя, то без особых усилий сможете сделать некоторые выводы, относительно своей принадлежности к тому или иному типу интеллекта.

Принципы теории множественного интеллекта.

Для лучшего понимания теории Гарднера, следует определиться с её ключевыми моментами, принципами, на которых держится эта теория. Вот некоторые, наиболее важные, на мой взгляд, принципы теории множественного интеллекта:

  • Теория множественного интеллекта описывает природу и механизм работы нашего разума, это то, как мы воспринимаем информацию из внешнего мира и как мы учимся новым вещам.
  • Человек может быть силён в нескольких, в большинстве случаев в трёх типах интеллекта.
  • Интеллект представляет собой смесь из нескольких способностей, ни один человек не может обладать всеми способностями одновременно, нет ни одного другого человека, который бы обладал тем же набором способностей, которым обладает вы.
  • Тип интеллекта указывает не только на возможности, которыми обладает человек, но и на способ или метод, которым он предпочитает учиться и развивать свои сильные стороны.
  • Умственный и эмоциональный настрой оказывает существенное влияние на эффективность обучения.
  • Используя свои сильные стороны, а именно предпочтительный способ познания, мы можем увеличить эффективность обучения.
  • Развитие сильных сторон упрощает дальнейший процесс развития тех черт личности, которые человек считает недостаточно сильными.
  • К какому бы интеллектуальному типу вы ни относились, он не указывает на то, каким является человек в эмоциональном отношении.
  • Принадлежность к определённому интеллектуальному типу не указывает на моральные принципы, которых придерживается человек, и не делает его плохим или хорошим.
  • Неспособность ученика получать хорошие отметки в большей степени обоснована недостатками системы образования, нежели отсутствием у него задатков высокого интеллекта.
  • Прохождение теста на уровень интеллекта более не может служить достоверной оценкой истинных знаний и способностей ученика, каждый из нас умён по-своему.
  • Человек, получающий плохие отметки в школе, имеет равные шансы на достижение успеха в жизни, как и отличник, всё зависит от того, использует ли он свои способности.
  • Выдающиеся способности в одном из интеллектуальных типов, могут говорить о менее развитых способностях в других типах интеллекта.
  • Трудно научить человека новым знаниям исходя из узкого определения интеллекта и выбирая произвольную программу обучения.

Теорию множественного интеллекта нельзя назвать универсальным средством для описания познавательных способностей человека, также нельзя считать её завершённой теорией, поскольку до сих пор ведутся споры о возможности добавления в неё новых типов интеллекта. Тем не менее, опираясь на теорию Гарднера, вы можете определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, а также какие инструменты и план развития или обучения вам подойдут больше всего. Успехов вам и всего наилучшего!

FRAMES
OF MIND
The Theory of Multiple Intelligences
HOWARD GARDNER
A Member of the Perseus Books Group
New York

СТРУКТУРА
РАЗУМА
Теория множественного интеллекта
ГОВАРД ГАРДНЕР
Москва ♦ Санкт-Петербург ♦ Киев
2007

ББК 88.3
Г20
УДК 159.9
Издательский дом "Вильяме"
Зав. редакцией Н.М. Макарова
Перевод с английского А.Н. Свирид
Под редакцией канд. психол. наук Э.В. Крайникова
По общим вопросам обращайтесь в Издательский дом "Вильяме" по адресам: [email protected], http://www.williamspublishing.com
115419, Москва, а/я 783; 03150, Киев, а/я 152
Гарднер, Говард.
Г20 Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО
"И.Д. Вильяме", 2007. - 512 с: ил. - Парал. тит. англ.
Говард Гарднер - американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (т.н.
"общим интеллектом"), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико- математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. В книге Структура разума: теория множественного интеллекта автор излагает основы своего подхода, который завоевывает все большую популярность среди профессиональных психологов и педагогов.
ББК 88.3
Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства Basic Books.
All rights reserved. No part of this book may be reproducted in any manner whatsoever without written permission except in the case of brief quotations embodied in critical articles and reviews.
Russian language edition published by Williams Publishing House according to the
Agreement with R&I Enterprises International, Copyright © 2007.
Authorized translation from English language edition published by Basic Books, A
Member of Perseus Books Group, Inc., Copyright © 2004.
ISBN 978-5-8459-1153-7 (рус.)
© Издательский дом "Вильяме", 2007
ISBN 0-465-02510-2 (англ.)
© Howard Gardner, 1983,2004. Introduction to second paper edition (tenth-anniversary edition) © Howard Gardner, 1993

Содержание
Предисловие 2004 года. Теория Множественного интеллекта двадцать лет спустя................ 8
Предисловие 1993 года. Теория множественного интеллекта десять лет спустя................. 25
Благодарности................................ 56
О гарвардском Проекте человеческого потенциала61
Часть I Основы............................... 65 1 Идея множественного интеллекта............. 66 2 Ранние взгляды на природу интеллекта....... 80 3 Биологические основы интеллекта........... 112 4 Что такое интеллект? ...................... 160
Часть II Теория............................. 179 5 Лингвистический интеллект................. 180 6 Музыкальный интеллект..................... 222 7 Логико-математический интеллект........... 269 8 Пространственный интеллект................ 338 9 Телесно-кинестетический интеллект......... 397 10 Личностные интеллекты.................... 449 11 Критика теории множественного интеллекта. 514 12 Социализация интеллектов посредством символов
............................................ 549
Часть III Следствия и применение............ 594 13 Интеллект в системе образования.......... 595 14 Применение интеллектов................... 652
Примечания.................................. 695
Предметный указатель........................ 789

Посвящается Эллен

Предисловие 2004 года. Теория
Множественногоинтеллекта двадцатьлетспустя
Меня часто спрашивают, как возникла идея теории множественного интеллекта.
Наверное, самым честным ответом будет: "Не знаю". Но такой вариант не устраивает ни интересующегося, ни, по правде говоря, меня. Оглядываясь назад, я могу описать следующие факторы, некоторые из них отдаленные, а некоторые
- непосредственно подтолкнувшие меня к исследованиям. В молодости я серьезно занимался игрой на фортепиано и другими видами искусства.
Начав изучение психологии развития и когнитивной психологии, я был просто поражен, что искусству в них не уделяется никакого внимания. Моей целью в то время было найти место для искусства в рамках академической психологии. Я до сих пор этим занимаюсь! В 1967 году мой интерес к искусству подтолкнул меня к участию в Проекте "Зеро", базовой исследовательской группе в Гарвардской высшей педагогической школе. Основателем Проекта был известный специалист в области философии искусства Нельсон Гудман. В течение 28 лет я был помощником руководителя Проекта и счастлив, что эта организация по-прежнему продолжает свои изыскания. Когда моя докторантура близилась к завершению, я впервые познакомился с неврологическими исследованиями
Нормана
Гешвинда, признанного специалиста в вопросах неврологии поведения. Меня очень заинтересовали предположения Гешвинда о том, что происходит с обычными или одаренными людьми, которым довелось пережить ушиб, опухоль или другие травмы мозга.
Зачастую симптомы взаимоисключающие, например,

пациент, страдающий алексией
1
, но не аграфией
2
, утрачивает способность читать слова, но продолжает понимать цифры и названия объектов, нормально пишет.
Совершенно не планируя заниматься этим вопросом, я в результате 20 лет проработал в группе нейропсихологов, пытаясь постичь мозговую организацию способностей человека.
Мне всегда нравилось писать, и к тому времени, когда в начале 1970-х годов после получения докторской степени началась моя совместная работа с Гешвиндом, я закончил три книги. В моей четвертой работе, The Shattered
1
Алексия (от греч. я - отрицание, lexis - речь, слово) - форма оптической агнозии , характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают алексию первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические.
Литеральная алексия характеризуется неразличением отдельных букв; алексия слогов
(асиллабия) - невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная - нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю.
Динамика алексического синдрома - от литеральной алексии, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической алексии, когда буквы теряют свое символическое значение. - Примеч. ред.
2
Аграфия (от греч. а - отрицание, grapho - писать) - нарушение способности писать при очаговых поражениях коры головного мозга. Афатическая аграфия входит в структуру афазического синдрома и в соответствии с формой афазии отличается специфическими чертами. Апрактическая аграфия наблюдается при идеаторной апраксии, конструктивная аграфия - при конструктивной апраксии. Моторная аграфия возникает в связи с параличами и нарушением способности писать. Выделяют также чистую аграфию, возникающую вне связи с другими асемическими синдромами и обусловленную поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. - Примеч. ред.

Mind ("Разбитый разум"), опубликованной в
1975 году, рассказывалось о том, что происходит с людьми, перенесшими различные мозговые травмы.
Я описывал, как разные участки мозга отвечают за различные когнитивные функции.
Закончив вышеупомянутую книгу, я подумал, что, возможно, стоит написать о психологии различных способностей человека, т.е. новой трактовке френологии. И действительно, в 1976 году я сделал набросок книги с рабочим названием Kinds of Minds ("Виды разума"). Можно сказать, что такая книга никогда и не существовала - я много лет не вспоминал о ней. Но можно также сказать, что замысел вернулся из папки и воплотился в настоящей книге - Frames of Mind ("Структура разума").
Таковы отдаленные истоки теории множественного интеллекта.
В
1979 году группа исследователей, присоединившихся к
Гарвардской высшей педагогической школе, получила грант от нидерландского Фонда Бернарда Ван Леера. Эта стипендия предназначалась для осуществления грандиозной задачи, предложенной данным фондом.
Члены Проекта человеческого потенциала (как его стали называть) должны были исследовать природу человеческих возможностей и способы их активизации. Когда мы определяли направления будущей деятельности, я получил очень интересное задание - написать книгу о том, что известно о познании человека благодаря открытиям в биологических и поведенческих науках.
Так родилась исследовательская программа, с помощью которой я и пришел к теории множественного интеллекта.
Поддержка Фонда Ван Леера позволила мне при содействии многих коллег реализовать

широкомасштабную исследовательскую программу. Я считаю, что это было той возможностью, которая дается раз в жизни. Благодаря этому шансу я смог свести воедино имеющуюся информацию о развитии когнитивных способностей у обычных и одаренных детей, а также о нарушении этих навыков у индивидов, страдающих различными патологиями.
Образно говоря, я попытался синтезировать то, что узнал на заре жизни, изучая травмы мозга, с тем, что выяснил в полдень в результате исследований когнитивного развития.
Мы с коллегами изучили массу литературы по работе мозга, генетике, антропологии и психологии, пытаясь составить оптимальную классификацию способностей человека.
В ходе этого исследования произошло несколько важных событий. В какой-то момент я решил назвать эти явления "множественным интеллектом", а не способностями или талантами.
Такая, на первый взгляд, незначительная лексическая замена оказалась чрезвычайно важной.
Я не сомневаюсь, что если бы я написал книгу под названием Семь талантов, она не привлекла бы того внимания, как Структура разума. Как заметил мой коллега Дэвид Фельдман, с выбором именно этого термина началось открытое противостояние между мной и психологами , признававшими практику тестирования IQ. Но я не согласен с утверждением
Фельдмана, будто меня подталкивало желание "расправиться с IQ". Ни документы, ни память не говорят мне о том, что меня действительно привлекала такая конфронтация.
Второе важнейшее событие
- это формулирование определения интеллекта и выделение ряда критериев, с помощью которых можно установить, что подходит под это описание, а что - нет. Не буду утверждать, что все

критерии были выделены a priori.
Скорее, постоянно происходила корректировка в свете того, что я узнавал о способностях человека, и в результате мне удалось вывести восемь четких критериев. Убежден, определение и критерии - это одни из самых оригинальных элементов теории, но ни одному из них не было уделено достаточно внимания в литературе, последовавшей за появлением Структуры разума.
Приступая к книге, я начал писать с точки зрения психолога, и это направление исследований остается главным в моей научной работе. И все же, учитывая цель Фонда Ван Леера, мне было ясно, что необходимо сказать что-то о применении теории множественного интеллекта в системе образования. Поэтому я изучал литературу по педагогике и в последних главах затронул некоторые возможности использования теории в этой сфере. Данное решение оказалось еще одним важным событием, потому что именно педагоги, а не психологи, больше других заинтересовались теорией.
К
1981 году определились основные направления дискуссии. Я утверждал, что все люди обладают не одним интеллектом (который часто называют g-фактором как сокращение от general intelligence - "общего интеллекта"). Скорее, будучи особенными существами, мы, люди, наделены рядом относительно автономных интеллектов.
Большая часть литературы по вопросам интеллекта изучает комбинацию лингвистического и логического интеллектов, которые, как я часто говорю, составляют достояние профессора юриспруденции. Но досконально изучить человека можно, лишь изучив также пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутри- и межличностный интеллекты. Эти виды интеллекта

есть у каждого из нас - именно это делает нас людьми с когнитивной точки зрения. И все же в каждое отдельное мгновение люди отличаются по своим интеллектуальным профилям в силу факторов наследственности и жизненного опыта. Ни один из видов интеллекта не является сам по себе художественным или нехудожественным. Лучше было бы сказать, что при желании человек может воспользоваться несколькими видами интеллекта в эстетических целях. Из этой психологической теории нельзя делать никаких непосредственных выводов относительно системы образования, но если люди отличаются по своим интеллектуальным профилям, разумно было бы учесть эти различия при составлении учебных программ.
Ко времени выхода Структуры разума в свет в 1983 году я уже опубликовал полдесятка книг, каждая из которых не вызвала особой реакции и не стала бестселлером. Я не ожидал ничего иного и от Структуры разума, объемной и, с точки зрения рядового читателя, несколько специализированной книги. Но всего через несколько месяцев после ее издания я понял, что эта книга отличается от предыдущих.
Нельзя сказать, что критика восхваляла мою работу, а уровень продаж моментально подскочил.
Скорее, разница заключалась в "молве" о моей книге. Меня приглашали на множество встреч, и когда я соглашался , то оказывалось, что люди, по крайней мере, уже слышали о моей теории и хотели узнать о ней подробнее. Разделяя мнение художника Энди
Уорхола, я иногда в шутку утверждаю, что теория множественного интеллекта принесла мне 15 минут славы. Хотя за свою жизнь я многого добился в профессиональном отношении, но теперь понимаю, что, скорее всего, меня так и запомнят как "отца теории множественного интеллекта" или, что мне

меньше нравится, "гуру теории множественного интеллекта".
В течение первых десяти лет после публикации Структуры разума меня связывало с моей теорией два момента.
Во-первых, меня поражало, как много людей заявляли о готовности изменить свою педагогическую практику для претворения в жизнь теории множественного интеллекта. Всего через год я встретился с преподавателями из Индианаполиса, которые вскоре создали Key School, первую в мире школу, деятельность которой строилась исключительно на теории множественного интеллекта. Ко мне начали все чаще обращаться люди с просьбой объяснить, как использовать теорию множественного интеллекта в разных школах для разных групп детей.
Стараясь отвечать всем, я всегда напоминал, что я психолог, а не педагог, поэтому вряд ли знаю лучше других, как обучать детей или руководить начальной или средней школой.
Вторая связь с теорией выражалась для меня в том, что я руководил исследовательскими проектами, которые основывались на теории множественного интеллекта. Самый серьезный из них
- проект "Спектрум", в котором мы сотрудничали с
Дэвидом
Фельдманом,
Марой
Кречевски, Джанет Сторк и др. Цель проекта заключалась в разработке методов, с помощью которых можно оценить интеллектуальный профиль младших детей
- дошкольников и учащихся начальных классов. В результате мы создали 15 отдельных заданий для диагностики нескольких видов интеллекта в максимально естественных условиях. Работая над этим, мы хорошо провели время, а кроме того, узнали, что усовершенствовать методы диагностики будет совсем не просто, для этого потребуется много

денег и времени. Я решил, что не хочу больше заниматься диагностикой интеллекта, хотя был бы рад, если бы эти исследования продолжили другие.
Хотелось бы вспомнить еще несколько исследовательских проектов, возникших на первой волне интереса к теории множественного интеллекта. Работая в Иельском университете с
Робертом
Штернбергом, который тоже не был согласен с традиционными взглядами на интеллект, мы с коллегами разработали программу средней школы под названием "Практический интеллект в школе".
Сотрудничая с коллегами из
Службы проверки образовательных учреждений, мы создали специальные методы оценки успеваемости, предназначенные для проверки результатов обучения по трем гуманитарным дисциплинам .
Проводилась также совместная работа по внедрению компьютеров в систему образования.
К моему удивлению и удовольствию, теория множественного интеллекта пережила и бурные
1990-е годы. К этому времени я был готов к еще нескольким занятиям. Первое было исключительно научным. Основываясь на положении о различных видах интеллекта, я изучал людей, интеллектуальный профиль которых можно было назвать поразительным. В результате такой работы появились мои книги о творчестве (Creating Minds
("Созидающий разум")), лидерстве (Leading Minds
("Ведущий за собой разум")) и поразительных достижениях в более широком смысле
(Extraordinary
Minds
"Необычайный разум")).
Польза от использования в названиях этих книг слова "разум" была огромной!
Второй вид деятельности - это развитие теории. В 1994-1995 годах я использовал часть годичного отпуска для того, чтобы изучить доказательства существования новых видов

интеллекта, и пришел к выводу, что имеется достаточно свидетельств в пользу натуралистического интеллекта и немало доказательств возможности выделения экзистенциального интеллекта
("интеллекта глобальных проблем"). Кроме того, я глубже исследовал связь между интеллектами, которые называю биопсихологическими потенциалами, и сферами и науками, существующими в различных культурах. То, что мы знаем о мире и как представляем себе его, может быть проявлением интеллектов.
Я также выделил три значения термина "интеллект" .
1.
Отличительная черта всех человеческих существ (каждый из нас обладает этими восемью или девятью интеллектами).
2.
Качество, на основе которого люди отличаются друг от друга (никакие два человека - даже монозиготные близнецы
- не обладают абсолютно одинаковыми интеллектуальными профилями).
3.
Способ выполнения человеком определенной задачи с учетом своих интересов
("Возможно, у Джо весьма высокий музыкальный интеллект, но я ничего не понял из его интерпретации этой музыкальной пьесы").
Третье направление деятельности было больше связано с использованием и толкованием моей теории. В течение первых десяти лет мне было достаточно просто наблюдать, что другие говорят и делают под видом теории множественного интеллекта. Но к середине 1990-х годов я заметил несколько случаев неправильного понимания теории, например путаницу между интеллектами и стилями обучения или недопонимание социализации интеллекта человека (скажем, когда музыкальный

интеллект приравнивают к искусному исполнению пьес одного из музыкальных жанров). Кроме того, мне стали известны случаи, которые меня просто оскорбили,
- например, описание различных расовых и этнических групп с точки зрения характерных для них видов интеллекта. Поэтому я впервые начал проводить границу между моим "пониманием" теории множественного интеллекта и представлением о ней других людей, которые узнали об этом явлении и попытались использовать его в своих целях.
В конце этой второй фазы я стал активнее участвовать в реформе образовательной системы как на практическом, так и на теоретическом уровне. В практическом отношении мы с коллегами по гарвардскому Проекту "Зеро" начали работать со школами, пытающимися применять теорию множественного интеллекта и другие наши разработки, например "обучение пониманию". Мы организовали летние семинары, которые проводятся уже в седьмой раз. В теоретическом отношении я начал формулировать собственную философию образования, а именно: обращаю внимание на важность нескольких лет, предшествующих выпускному классу, для постижения главных предметов - математики, истории, естественных и гуманитарных наук. В силу некоторых причин приобретение такого понимания представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Попытка охватить слишком обширный материал грозит неудачей. У нас намного больше шансов понять предмет, если глубоко изучить ограниченный ряд тем. И как только принято решение "постичь" основы нескольких дисциплин, а не "охватить" их поверхностно, человек может воспользоваться своим множественным интеллектом.
Другими словами, тему можно рассматривать с разных

сторон: можно проводить аналогии и сравнения с разными областями знания или выражать ключевые концепции с помощью различных символов.
В результате такого исследования был сделан поразительный вывод.
"Множественный интеллект" не может и не должен сам по себе быть целью образования.
Интересы образовательной системы необходимо переоценить, а это невозможно сделать просто на основе научной теории. Но если человек задумается над тем, каковы его цели при получении образования, тогда ему может очень пригодиться теория множественного интеллекта, особенно если человек заинтересован в изучении ряда дисциплин.
В таком случае он может активизировать все семь интеллектов для достижения этой высокой цели.
Вот какими были для меня эти 20 лет существования теории множественного интеллекта.
Я признателен очень многим людям, проявившим к ней интерес , - как из моей исследовательской группы, так и по всей стране и в мире. Я старался отвечать на их вопросы и использовать то, чему они меня научили. Наконец, я понял, что как только человек выпускает идею в мир, он больше не может полностью контролировать ее поведение, так же как невозможно управлять тем продуктом наших собственных генов, который называется ребенком.
Теория множественного интеллекта живет и будет жить собственной жизнью, более непредсказуемой, чем я сам мог бы ей пожелать.
Теории множественного интеллекта исполнилось 20 лет в тот год, когда я отметил свое шестидесятилетие. Для меня это прекрасная возможность оглянуться назад и предложить некоторые пути дальнейшей работы. Прежде всего, несомненно, будут обнаружены новые виды

интеллекта. За последние годы помимо повышенного интереса к эмоциональному интеллекту предпринимались также серьезные попытки описать духовный и сексуальный интеллекты. Мой коллега
Антонио Баттро предложил рассмотреть цифровой интеллект и обозначил, каким образом этот вид интеллекта подходит под изложенные мной критерии. Недавно известный исследователь в сфере когнитивной неврологии Майкл Познер внес предложение считать внимание одним из видов интеллекта. Я всегда утверждал, что решение относить тот или иной психический процесс к интеллекту должно строиться исключительно на суждениях и не является алгоритмом.
На сегодняшний день я придерживаюсь своих восьми с половиной интеллектов, но готов согласиться, что придет время, и эта классификация расширится или будут пересмотрены границы между интеллектами.
Например, если учесть, что так называемый эффект
Моцарта
3
пользуется все большим признанием, я могу когда-нибудь изменить точку зрения относительно музыкального и пространственного интеллектов.
Необходимо провести большую работу, чтобы выяснить, как лучше всего использовать интеллекты для достижения особых педагогических
3
Эффект Моцарта - термин, введенный Альфредом А. Томатисом для обозначения процесса умственного развития, происходящего у детей в возрасте до трех лет во время прослушивания музыки В. А. Моцарта. Идея эффекта Моцарта возникла в 1993 году в Университете Калифорнии (город
Ирвин) у физика Гордона Шоу и специалиста по когнитивному развитию
Фрэнсис
Раушер, бывшей виолончелистки.
Они исследовали воздействие музыки
Моцарта на несколько десятков студентов колледжа, предлагая им прослушать первые десять минут "Сонаты реминор для двух фортепиано".
Было обнаружено преходящее улучшение пространственно- временного мышления, как показала шкала умственного развития Стэнфорд-Бине. - Примеч. ред.

целей.
Я не думаю, что образовательные программы, созданные на основе теории множественного интеллекта, сочетаются с довольно случайными исследованиями, которые проводит сейчас федеральное правительство. Но я убежден, что хорошо спланированные эксперименты помогут понять, в каких случаях стоит использовать подход множественного интеллекта, а когда от этого лучше воздержаться. Например, мне кажется, теория множественного интеллекта особенно полезна, если ученик пытается освоить сложную, новую концепцию, предположим, гравитацию в физике, или понять феномен "духа времени" в истории. Я не очень уверен, будет ли эта теория полезна при изучении иностранных языков , хотя восхищаюсь преподавателями этих дисциплин, которые утверждают, что добились успеха в использовании подхода множественного интеллекта.
Если бы у меня было еще время и силы для изучения ответвлений теории множественного интеллекта, я направил бы все усилия на исследования в двух направлениях. Во-первых, как уже было сказано, меня все больше интересует, каким образом появляются и периодически изменяются виды социальной деятельности и области знания. В любом сложном обществе имеется как минимум 100-200 различных профессий, и любой университет средних размеров предлагает обучение по крайней мере по 50 специальностям. Конечно, эти области и дисциплины не случайны, то же относится и к способам их развития и комбинирования. Культурно обусловленные сферы знаний должны быть каким-то образом связаны с мозгом и разумом человека, а также с тем, как этот мозг и разум развиваются в разных культурных контекстах. Говоря конкретнее, как именно логико-математический интеллект связан с

различными отраслями науки, математикой, программным и аппаратным обеспечением компьютеров, которые появились в последнем тысячелетии, а также с теми, которые могут возникнуть через год или через 100 лет? Что из чего возникает, или, точнее, что на что влияет?
Как разум человека справляется с междисциплинарными исследованиями - можно ли эту когнитивную деятельность назвать естественной? Я бы с большой радостью занялся систематическим изучением этого вопроса.
Во-вторых, один из самых интересных аспектов теории множественного интеллекта заключался в том, что она основывается на открытиях в биологии. В начале 1980-х годов имелось недостаточно информации из сферы генетики или эволюционной психологии, такие рассуждения были преимущественно гипотетическими.
Нейропсихология предоставила убедительные доказательства существования различных ментальных функций, и именно на этой прочной основе строилась теория множественного интеллекта.
20 лет спустя знания как о генетике, так и о работе мозга накапливаются с огромной скоростью.
Рискуя показаться слишком восторженным, я готов доказывать мысль о том, что за период с 1983 по 2003 год мы узнали столько же, сколько за предыдущие 500 лет. Как генетик-любитель, а в свое время еще и специалист в области неврологии, я приложил все усилия, чтобы следить за невероятным количеством открытий в этих отраслях. Теперь с определенной долей уверенности могу сказать, что ни одно исследование пока не может серьезно поставить под сомнение правильность теории множественного интеллекта. Но с не меньшей долей уверенности я

могу также заявить, что в свете открытий, сделанных за последние 20 лет, биологическую основу теории множественного интеллекта необходимо срочно подкрепить свежей информацией.
Не знаю, буду ли я в состоянии сделать это лично, но хочу высказать одно предположение.
Когда теория множественного интеллекта только появилась, важно было доказать, что человеческие мозг и разум - это совершенно разные понятия. В корне ошибочно было думать о едином разуме, едином интеллекте или единой способности к решению проблем. Поэтому вместе со многими коллегами я попытался доказать, что разум, как и мозг, состоит из множества модулей/органов/интеллектов, каждый из которых действует по своим собственным правилам и относительно автономен.
К счастью, в наши дни положение о модульности уже не вызывает сомнений. Даже те, кто искренне верят в существование "общего интеллекта" или нервной пластичности, чувствуют, что им необходимо отстаивать свою точку зрения , хотя в прошлом этого не требовалось. Но пришло время пересмотреть вопрос о взаимосвязи между общим и специальными интеллектами.
Такой пересмотр осуществляется множеством любопытных способов.
Психолог
Робби
Кейс сформулировал понятие о центральных концептуальных структурах, которые несколько шире, чем отдельные интеллекты, но все равно не такие всеобъемлющие, как общий интеллект в понимании Жана Пиаже. Философ Джерри Фодор противопоставляет "непроницаемые" модули нервной системы "проницаемому" центральному процессору.
Группа исследователей, в которую входят Марк
Хаузер,
Ноам
Хомский и
Текумсе
Фитч, предполагают, что уникальное свойство

человеческого познания - это способность к рекурсивному мышлению
4
Возможно, именно рекурсивность лежит в основе совершенствования мышления в таких сферах, как речь, числа, музыка, социальные отношения и т.д.
Электрофизиологические и радиологические исследования показывают, что уже у новорожденных, вероятно, активизированы некоторые модули мозга.
Неврологические исследования людей, выполняющих задания на IQ, позволяют предположить, что за подобные задачи, вероятнее всего, отвечают определенные зоны мозга.
Возможно, существуют гены, которые обуславливают необычайно высокий уровень IQ, и, несомненно, имеются гены, приводящие к патологиям. В ходе нашего собственного изучения необычайно высоких показателей умственного развития мы выяснили, что существует различие между теми, кто талантлив в одной сфере
(например, музыканты или математики), и "генералистами" (политики или деятели бизнеса), которые наделены сравнительно равными показателями во всех интеллектуальных областях.
Думаю, стоило бы заняться тщательным изучением различий между людьми, которые используют сфокусированный лазерный интеллект, и теми, чей находящийся в поиске интеллект напоминает прожектор.
Если бы у меня было еще несколько жизней, я бы хотел по-новому взглянуть на природу интеллекта с учетом новой информации в биологии, с одной стороны, и нашего преимущественно софистического понимания царства знаний и социальной практики - с другой. Возможно, еще один проект фонда Ван Леера по исследованию
4
От лат. recursio - возвращение. - Примеч. ред.

человеческого потенциала! И наконец, я очень рад, что 20 лет назад у меня была возможность сделать первый шаг в этом направлении, что периодически я мог возвращаться к своей теории и изложить ее так, что другие тоже могут попробовать свои силы в этой области.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
New York: Knopf.
2.
Winner,
E.
(1992)
Arts
PROFEL
Handbooks. Cambridge MA.: Harvard Project Zero.
3.
Gardner, H. (2003) Three Distinct
Meanings of Intelligence. In R. J. Strernberg,
J. Lautrey, & T. Lubart (Eds.) Models for
Intelligence for the New Millennium. Washington
DC: American Psychological Association, p. 43-
54.
4.
Доклад, представленный в Американской ассоциации исследователей в сфере образования 21 апреля 2003 года, готовится к публикации в
Teachers College Record.

В продолжение темы:
Смачні рецепти

Если у вас есть немного времени и элементарные навыки работы со швейной машинкой, рождественский носок — самое простое и быстрое украшение которое можно сшить к Новому году....

Новые статьи
/
Популярные